В прошлом посте я описал процесс работы над созданием обложки DVD и сказал что все просто, а не тут-то было) После того как я показал работу заказчику, получил ответ:

Алексей. слушай, в общем давай отменим работу
Извини что потревожил че то автору(курса) совсем не нравится
мы на других вариантах остановимся

Что именно не нравится автор описать не может.
Я всегда готов до победного доработать работу чтобы заказчик был доволен, но доработать или сделать то, чего сам заказчик не знает или не может описать это что-то уже из ряда работы экстрасенса, а не дизайнера 🙂

Какие уроки из этого сотрудничества я вынес (и хорошо бы вам и мне больше не повторять этих ошибок)

1) Всегда берите примеры работы которые нравятся заказчику.
Если клиент дает размытое описание того что хочет видеть в стиле

Главное чтобы человек чувствовал что это дорого и профессионально

Всегда берите примеры работы или четкое описание материалов, текстур, цветов, объектов какие в представлении заказчика характеризуют его понятие «дорого». Дизайн вещь крайне субъективная, один и тот же цвет или материал у кого-то может вызывать экстаз, а у кого-то полнейшее отвращение.

2) Заранее спрашивайте кто будет принимать решение. В данном конкретном случае основное решение как я понял принимал автор курса . И я не уточнил этот момент а ТЗ мне давал руководитель проекта, который не является в данном случае лицом которое принимает конечное решение.

3) Цените себя.
Заказчику нужно было «срочно». Даже если вы будете работать как я над этим заказом до 12 ночи и вставать в 7 утра, заказчик это не оценит. Ведь никто не видит как работает фрилансер.
Если ему об этом не напомнить. А лучше всего брать в 2-3 раза выше за работу, потому как сбивается режим и потом вы около недели работаете менее продуктивно, в итоге хорошо если переплата за срочность покроет то что вы заработаете меньше, а может быть что и нет. Так что я в следующий раз будут брать в 2 раза больше, и вообще подумаю стоит ли браться за такой заказ. Если у вас есть деньги на еду и жилье то ставьте свои планы выше, планов и «срочностей» заказчика. Никто ваше благородство и желание помочь заказчику не оценит.
Увы, но таковы реалии.

4) Не участвуйте в конкурсах.
В этом проекте после того как я его показал работу выяснилось что параллельно со мной дизайн делают или будут делать еще несколько человек. Об этом не было сказано мне заранее. А это значит что заказчик выберет и заплатит только 1 дизайнеру. Остальные в пролете. Уважаемые заказчики, если вы читаете это — не делайте так. Цените время людей с которыми работаете. За конкурсы я вообще не берусь и если в начале бы знал о таких условиях сразу бы отказался, так как уже получил опыт когда выиграл конкурс и мне не заплатили.

5) Берите предоплату.
50% или 100% дабы обезапасить себя от подобных ситуаций и не тратить время впустую. Я не взял, так уже лет 7 знаком с человеком лично. Изначально заказчик даже и не планировал оплачивать мою работу, так как посчитал что я не сделал как они хотели. и тут мы переходим к следующему пункту.

6) Берите деньги за свою работу, даже если заказчик ее не принял.
Тут важный момент — при условии что вы знаете что сделали на 100% что могли, то есть отработали свои деньги по полной и нигде не схалявили. И если заказчик не знает чего хочет — это его проблемы. Вы не должны за него расплачиваться. Здесь крайне важно описать заказчику почему он должен оплатить вашу работу. Так как на фрилансе вас никто не видит и непонятно что, сколько и как вы делали. Если брать конкретно мой случай то это:
— я сделал все на 100% по тем требованиям что были озвучены
— я сделал быстрее подстроившись под клиента, отодвинув свои планы и работая выше нормы
— я купил графику на свои деньги
— я потратил на работу 9 часов.

После того как я все это описал, скорее всего представление о проделанной работе (количестве и качестве) у заказчика изменилось, так как он предложил оплатить столько сколько я посчитаю верным. Приятно иметь дело с адекватными людьми.

Заказчики также как и фрилансе не экстросенсы, если вы работали и вкладывали в работу больше чем другие — сообщите об этом. Кто-то поймет, кто-то нет, разные бывают случаи. Но молчать точно не стоит.